Человеку очень трудно по-настоящему соприкоснуться с самим собой именно потому, что он привык проецировать вовне какие-то образы самого себя, он толком не знает, кто он. Он запутался во всех этих играх, потому что с самого детства он пытался подстраиваться под мнение других. Он утратил некую невинность. На самом деле человек рождается невинным. Понятно, что, в соответствии с законом кармы, невинных в полном смысле этого слова нет, но тем не менее Кришна дает каждому человеку некий период невинности, когда карма еще не действует очень сильно на него. И в этом состоянии человек просто играет. Это на самом деле естественное состояние души: ребенок счастлив, он естественным образом играет, он изображает из себя что-то, он примеряет на себя какие-то роли, но делает это в высшей степени невинно, не пытаясь кого-то обмануть и в том числе не пытаясь обмануть самого себя. К сожалению, потом происходит приручение этого естественного ребенка, который естественным образом счастлив. И взрослые, которые несчастны, как правило (все взрослые несчастны, каждый по-своему), начинают вытравливать в этом маленьком существе его естественное счастье, начинают дрессировать его. Они начинают требовать от него что-то, чтобы он соответствовал их представлениям об идеале, о том, каким должен быть человек. Так что очень скоро маленький ребенок забывает о том, кто же он такой, разлучается со своей естественной, радостной, счастливой природой. И, разлучившись с собой, он превращается в некоего человека с паразитическими программами внутри. Это проявляется самым разным образом. И одна из таких паразитических программ – это то, что мы постоянно СУДИМ САМИ СЕБЯ. Мы столкнулись с этим осуждением со стороны взрослых, которые осуждали нас, говорили, что так нельзя, это плохо, это неправильно, БЕЗ БЕСКОРЫСТНОГО ПРИНЯТИЯ. Мы недополучили в самом начале этой энергии бескорыстной любви, бескорыстного принятия и уважения к себе как к личности. Это, к сожалению, то, что отсутствует во взаимоотношениях между людьми. Мы не можем видеть в другом человеке полноценную личность. И уж тем более мы не можем видеть полноценную личность в ком-то, кто по-определению зависит от нас, кто более слаб, кто менее развит, – в маленьком ребенке. Мы начинаем смотреть на него свысока, начинаем спускать на него некие нормы, правила. И мы его судим и приучаем человека самого судить себя. На самом деле, мы самый беспощадный судья самих себя. Мы постоянно судим, мы постоянно бьем сами себя. Потому что мы привыкли к такому обращению. Какая-то часть в нас, она является этим самым беспощадным судьей в соответствии с каким-то немыслимым идеалом, который мы сами себе придумали, некий перфекционистский образ, каким я должен быть. Мы могли взять это откуда угодно, в том числе из религиозных книг. Мы постоянно сравниваем себя с этим идеалом и постоянно видим болезненное несоответствие ему. И не понимаем, что на самом-то деле Бог не так смотрит на нас. Бог не судит нас в соответствии с этим высочайшим идеалом. Высочайший идеал дан нам для того, чтобы мы могли дотянуться до него. Не судить себя... Потому что, когда мы судим себя, мы, наоборот, ограничиваем себя. Бог верит в нас, Он знает, что в нас этот потенциал есть. Этот идеал, который мы встречаем в духовных книгах, в том числе в книгах Шрилы Прабхупады, нужен не для того, чтобы мы осудили себя, сказали себе: «Я негодяй, я плохой, я никуда не гожусь, у меня нет никаких надежд!», – а для того, чтобы мы обрадовались, что у меня есть такие возможности для роста, что я могу вырасти, что я могу стать таким. Он видит нас изначально прекрасными. Но мы не видим, мы судим. И какая-то часть себя становится этим судьей – суровым, немилосердным, и мы проецируем это на Бога, мы думаем, что Бог судья. Бог – не судья. Да, Бог справедлив, Он дает нам то, что нам нужно, даже не то, что мы заслужили. Он дает нам, как Шрила Прабхупада говорит, гораздо меньше, чем мы заслужили. Он не судит нас этими категориями, но Он дает нам возможность вырасти. Потому что Он видит этот скрытый потенциал, который мы не видим из-за привычки судить себя, осуждать себя. Бхакти Вигьяна Госвами Лекция «Встреча с окружающими», ШДМ, 2018 год

Теги других блогов: самопознание самосуд невинность